Адаптация 2003. Тур.

[:b:]Казахстан – Россия, Украина, Белоруссия [:/b:]
Тур, посвящённый выходу альбома «За измену Родине», с участием группы ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ и Владимира Белканова
Презентация альбома была намечена на середину тура. Точнее, мы планировали начать тур дней на 10 позже, но АДАПТАЦИЯ получила приглашение на московский фестиваль 29 ноября, и было решено сыграть несколько концертов ещё до выхода альбома.
Записанный в 2002-2003 гг. и только что изданный альбом имеет большую историю. Первые попытки записать новую хардкор-программу были предприняты в 1997 году (бутлеги «Отбой», «Отбой-2»). В 1999-м, казалось, альбом был записан, но музыканты остались недовольны результатом – и эта фонограмма тоже была причислена к черновикам. На аудиокассете «За измену Родине» можно услышать пять песен из этого черновика, не вошедших в окончательную версию альбома (на диске этих песен нет, зато есть целый концерт (январь 2003), записанный «с воздуха»). С изданием альбома тоже творилось странное, и, в довершение всего, рабочие на производстве потеряли мастер-диск, и 4 дня об этом боялись доложить начальству, на производстве потеряли мастер-диск, и 4 дня об этом боялись доложить начальству, – наверное, надеялись, что пропавший CD-R всё же найдётся. В итоге дисков не было ни в Питере, ни в Могилёве, ни в Архангельске с Северодвинском; их привезли с производства за три часа до начала московского концерта.
Группа АДАПТАЦИЯ выехала в этот тур в обновлённом составе: к ветеранам [:b:]Николаю Вдовиченко[:/b:] (бас), [:b:]Владимиру Белканову[:/b:] (клавиши) и [:b:]Ермену Анти[:/b:] (лидер группы; гитара, голос) присоединился барабанщик [:b:]Сергей Печуев[:/b:], работавший ранее ди-джеем и звукооператором (нечасто встречается, что человек приходит играть панк-рок в 33 года), на некоторых концертах его подменял [:b:]Ибрагим Джанибеков[:/b:]. К туру была подготовлена программа из двадцати песен. Среди них – большая часть нового, ещё не записанного альбома («Пепел», «Голод», «Феодализм», «Так горит степь», «Прошлого больше не будет», «Заметать следы», «Золотой храм», «Про море»…), несколько песен из презентуемого альбома («Революции больше не будет», «Убиваю себя», «Кайфа больше нет» и собственно «За измену Родине»), по 1-2 песни из «Парашюта…», «Колеса истории» и «На нелегальном положении» («Бищара-рай», «Кайф», «Про дома…» и «Дезертир»), одна композиция из казахскоязычного проекта АДАПТАЦИИ – БИЩАРА БАЛДАР («Алдар Косе») и две совершенно новые песни.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ собрался после четырёхлетнего перерыва. Сергей Печуев – ударные, Ермен Анти – бас, Ибрагим Джанибеков – соло-гитара, Николай Вдовиченко – лидер группы; ритм-гитара, голос. У группы новые песни, новый состав, новые аранжировки. Песня «Грязные танцы», отклик на недавние события в Ираке, стала главным хитом новой программы; хороши и другие новые песни, особенно – «Приходящие перед рассветом», «Синоптики» и «Скоро зима». Из старых песен звучали «Родина», «Весна в Гонконге» и «Санки». Совершенно очевидно, что группе нужен полноценный студийный альбом.
Владимир Белканов на этот раз выступал под гитару. Во время тура звучали песни из дебютного «Нейтралитета», из свежего, ещё не изданного альбома «Тени детей», записанного стараниями Сергея Гурьева с московскими сессионными музыкантами в январе 2003 года; услышали мы и совсем новую композицию «Опричники псы царя».
Тур начался в Оренбурге 27 ноября. Концерт проходил в помещении бывшего бомбоубежища. Звук был средним, народу человек 50, но при этом атмосфера на концерте была чудесная. Не было псов-охранников, обдолбанных тинэйджеров и просто левых людей. Выступили АДАПТАЦИЯ, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ и Владимир Белканов, а также оренбургские группы.
29 ноября АДАПТАЦИЯ сыграла на фестивале «Хроника Страшного Суда» в Москве в клубе «7». Выступление длилось примерно 50 минут, было исполнено десять песен. Звукооператор Аккордий (Аркадий Голубков) выжал из аппарата максимум возможного и выстроил хороший звук в помещении, в принципе не подходящем для электрических концертов. Каждый купивший входной билет на этот фестиваль мог получить бесплатно кассету любого участника этого дня фестиваля. Из 92-х посетителей 59 человек выбрали кассеты АДАПТАЦИИ и Дениса Третьякова, ещё 14 предпочли записи «Затерянных в космосе» или «Дня донора», а 20 человек раздачу кассет проигнорировали – возможно, просто не узнали о ней вовремя. Во время выступления АДАПТАЦИИ произошёл досадный инцидент. Надо заметить, что за месяц до концерта представитель клуба «7» гарантировал отсутствие препятствий для фото- и видеосъёмки на концерте; однако, прямо во время концерта и фото-, и видеосъёмка была запрещена. Приехавший специально для осуществления видеозаписи выступления АДАПТАЦИИ Павел Алексеев с произволом клубных начальников не смирился и стал вести съёмку из гримёрки, которая расположена сбоку от сцены. Подпольная съёмка была замечена бдительной охраной или, возможно, девочкой-администратором. Охранник выскочил на сцену (иначе в гримёрку не пройдёшь) – и получил отпор от владельца камеры; тут подоспел видный поклонник свободного слова и документальной съёмки и вцепился в охранника прямо на сцене… Как водится, пострадали Ермен и слушатели: результатом непотребства на сцене стала сбитая микрофонная стойка; микрофон бьёт по губам Ермена и разбивает их в кровь, едва не прервана песня «Феодализм». На этом концерте в Москве впервые прозвучали психоделическая «Остаётся лишь дым» (написана летом 2003 года) и написанная этой осенью «Талая вода», новая вершина «космической лирики» Ермена, продолжающая ряд «Сушняки» – «Прошлогодний снег» – «Встретимся» – «Небо» – «Так горит степь», стилистически и эмоционально наследующая «Степи» и самому выразительному хиту Ермена, гениальному в своей лаконичности – «Про море».
В этот же день на фестивале выступила группа Дениса Третьякова ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА. Денис по дороге в Москву подхватил сильнейший грипп и почти лишился голоса, а перед концертом ещё и «набрался» до состояния, которое в народе называют «дрова». Ко всеобщему удивлению, он выступил очень неплохо (о его группе и говорить нечего – это коллектив единомышленников и профессионалов, какие и не снились нашему андеграунду). После концерта праздновалась встреча старых друзей Дениса и Ермена – последний раз они виделись «на Эльбе» - во время взятия Берлина и Парижа.
Рязань, 30 ноября. Несмотря на изрядные усилия организаторов – Саши «Зебры» и его друзей, – в клубе «Джем» (где раньше проводились дискотеки, и только накануне прошёл первый электрический концерт) собралось немного слушателей. Зато не было «посторонних» – тех, кому что ТАРАКАНЫ, что ЗФ, что ГО, что Наташа Королёва, – всё едино. Звук в целом был нормальным. Первой выступала АДАПТАЦИЯ (почти полная программа, 18 песен), затем шесть песен спел Владимир Белканов. Завершил концерт великолепно сыгранный ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, представив три старых и шесть новых песен. Под конец выступления Коля пел вдвоём с Ерменом. Подробнее о концерте в Рязани вы можете прочесть в отчёте Кирилла Кришталя.
2 декабря, Донецк. «Или встать и зайти к незнакомой соседке/И спросить её: Бэйби, что мы делаем здесь?» Единственный «левый» концерт за тур. Инициатор донецкого мероприятия Андрей Ястреб, человек исключительной личной порядочности (кстати, другие редко берутся за организацию наших концертов), находился в Москве и со своей стороны все условия выполнил. Но его донецкие товарищи, встретив на вокзале группу, задумчиво произнесли: «Ну вот, наверное, надо пойти афиши поклеить…» (это – в день концерта). А местный Клуб Чикагских Бандеров (на вывеске ошибочно значится «байкеров») и более чем скромную гарантию не выплатил, и обещанный «сытный обед для группы» выставил – пять пирожков на тарелочке. Администрации клуба было не до музыкантов – они ждали АРИЮ. Не дождались – из фургона выкатились лишь проспиртованные тела кумиров молодёжи. Наверное, «арийцев» заранее предупредили о весёлых приколах чикагских бандеров из Донецка. А актюбинцы честно рубились для 10-20 человек, прорвавшихся в это заведение для разведения скота. Потом претерпели долгую голодную дорогу Донецк-Харьков-Воронеж. Зато отыгрались в Воронеже, где встретили тёплый приём, и где была замечательная организация концерта, мощный и хороший звук. Усилиями Алексея Гребенщикова клуб «Сто Ручьёв» стал оплотом рок-н-ролла в Воронеже. Одна беда – слушатели: на концерте 4 декабря их всё-таки не хватало. Ещё эпизод из пребывания в Воронеже: во время эфира на местной радиостанции вбежала женщина-директор с криком: «Чтобы слова «панк-рок» я больше не слышала». Ну, раз женщина просит… Пришлось Ермену объяснять, продолжив прямой эфир: «Панк-рок – это…».
6 декабря – акустика в Тамбове: Ермен, Николай Вдовиченко, Владимир Белканов. Это был не зальник, а, как вы старые добрые времена, квартирник «для своих». Такой формат выступления – вынужденная мера: в стране победившей демократии проводить электрические концерты в очередной «судьбоносный час» – «категорически не рекомендуется». Также в этот день музыкантами был проведён смотр зала и аппарата для предстоящего электрического концерта. Было решено: зал (помещение кинотеатра) сойдёт, аппарат – нет.
7 декабря. Гражданину ВВП дали пожизненный. Из-за этакой пакости накрылся целый концерт в Зеленограде – абыдно. 9 декабря, Санкт-Петербург. Планировалось, что диски и кассеты альбома «За измену Родине» выйдут именно к этому концерту. Но презентация альбома в «Орландине» прошла и без дисков, и без кассет – отчаявшиеся фанаты рвали друг у друга большие афиши тура, а охранник даже предложил малолетнему панку купить афишу за 50 рублей. Поскольку составитель отчёта является ещё и издателем, необходимо объясниться. С кассетами вышло банально: типография, своевременно напечатав оформление компакт-диска, про обложки к кассетам слегка подзабыла и продинамила день после крайнего срока. Ну, а поучительная история про приключения диска на заводе рассказана в самом начале этих заметок. Сам концерт проходил при стечении достаточного количества слушателей. АДАПТАЦИЯ, потом ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ играли мощно и слаженно. Один музыкант распоясался – «корчил рожи слепым охотникам» (принял за охотников зрителей), затем решил подработать секьюрити, используя клавиши в качестве резиновой дубинки. Кроме этого эпизода, о Питере музыканты вспоминали только хорошее (а вот наши питерские друзья дружно ругали пришедшую на концерт публику). Приятно, что сложились хорошие отношения между клубом и актюбинцами. Не забывая о том, что в Петербурге есть и другие хорошие клубы – «Молоко» и недавно открывшийся «Старый дом», о котором слышно пока только лестное, мы рады, что нас ждут в «Орландине», и надеемся ещё не раз сюда вернуться.
Могилёв, 11 декабря. Наконец, появился альбом (пока только на кассетах) – организаторы с гордостью объявили перед концертом: «Могилёв – первый город, где появился новый альбом АДАПТАЦИИ». Редколлегия журнала «Окорок» (Юрий Романов и Виталий Шум) при организации концерта столкнулась с разного рода трудностями. За несколько дней до 11 декабря пришлось перенести концерт из ДКЖ в зал Филармонии. Уже непосредственно перед концертом к Шуму подвалила могилёвская милиция. Широкая душа Областных Внутренних Дел нестерпимо горела, и за «концерт без проблем» менты скромно попросили 100 литров бензина. Организаторы отказались наполнять казённые баки за свой счёт, менты на концерте лютовали, а вторая часть выступления АДАПТАЦИИ получила название «Битва за бензин». Мы их побили. Самый музыкальный автор Актюбинска полностью реабилитировался после Питера – поставил весь могилёвский зал на уши, даже играя в акустике. А зал был не маленький, и 250 человек пришло по билетам, а ещё тьма знакомых знакомых знакомых проходила бесплатно. А организаторы сетовали, что «мало народу», и сокрушались: «У нас сейчас десять рок-концертов на неделе, не то, что год назад – два концерта в полгода…» Такой вот рок-город Могилёв. Концерты в Архангельске и Северодвинске устроил Александр Мезенцев, ведущий программы «Наша линия» на местном отделении «Нашего Радио» и организатор ежегодного фестиваля «Беломор-Буги», Мы получили приглашение на 11-й фестиваль, который состоится в октябре 2004 года – непременно приедем.
В Архангельске 13 декабря и в Северодвинске 14 декабря был лучший аппарат за весь тур. В Архангельске в клубе «Луч» собралось за 300 человек (290 по билетам), в городе-спутнике Архангельска Северодвинске, на родине большинства отечественных подлодок – около двухсот человек. Многие знали слова песен, причём не только АДАПТАЦИИ, но и ЗАПАДНОГО ФРОНТА и Владимира Белканова. В обоих городах с нами играли несколько местных групп, среди них выделяется северодвинская команда «Поиграем и уйдём». Вообще в Архангельске более развита тяжёлая музыка, хотя заметен интерес слушателей к разным музыкальным направлениям. В Северодвинске, как мне показалось, более вдумчивое отношение и к слову, и к песне. А в целом мы встретили очень хороший приём, а в Северодвинске на закате короткого северного дня успели поглядеть на замёрзшее Белое море, которое напомнило актюбинцам степь зимой. Спасибо северянам и до новых встреч!
Москва, 17 декабря, «Бункер». Известный московский клуб. Ну очень известный московский клуб. Но это ничего. Вход на концерт по предложению клуба должен был стоить (и так было указано во всех афишах) 100 рублей. Однако клубная администрация, вероятно, не в курсе того, что говорит от её имени арт-директор – в результате, все пришедшие (в том числе администрация группы) обнаружили на входе неприятный сюрприз: попасть на концерт можно было лишь за 150 рублей. Звукооператор куда-то пропал как раз перед началом концерта. Только что появившийся новый альбом продавался в баре – дисков не было видно, и почти никто не знал, что их надо спрашивать там. После концерта случайно выяснилось и то, что бармен продавал диски не по 200 рублей, как должно было быть, а на 50 рублей дороже. Ещё изумление вызвало поведение охраны (не на входе, где охрана была исключительно корректна и даже любезна, а собственно в зале), которая уж очень грубо и по самому ничтожному поводу хватала людей хоть из толпы у сцены, хоть из-за столика. С обликом интеллигентного «Бункера» такая охрана никак не вяжется. Но звук на концерте был хороший, а сам концерт – отличный, один из лучших в туре (впрочем, плохих не было ни единого). Выступавший следом Вадим Курылёв (это экс-гитарист ДДТ) удручённо наблюдал за тем, как стремительно опустел зрительный зал с окончанием нашего концерта. Подробнее об этом концерте можно узнать из двух отчётов – Админа (на официальном сайте Актюбинского Панк-Клуба), и Степана Басманова на неофициальном сайте АДАПТАЦИИ.
18 декабря, Тамбов, к/т «Спутник». Дорога Москва-Тамбов с пересадками в Рязани и Мичуринске – это отдельная песня, и не для нежных ушей. Вспомним добрым словом железнодорожных ментов Мичуринска, которые вцепились в бороду Сергея Печуева и не отпускали его до тех пор, пока не увидели нашу концертную афишу. Концерту в Тамбове предшествовала многочасовая борьба с мезозойско-дискотечным аппаратом и пьяным звукачом, владельцем этого богатства. Хорошо, когда в команде два барабанщика, один из которых ещё и звукооператор. Настройка продолжилась вместе с началом концерта – вышел с гитарой Николай Вдовиченко, затем – Владимир Белканов. Во время концерта Сергей Печуев был за пультом, а на ударных у АДАПТАЦИИ – Ибрагим Джанибеков. Соответственно звуку и составу, Ермену пришлось на ходу перестраивать программу. Единственный раз за тур прозвучала «Жизнь в полицейском государстве» – песня, которая с сомнением была воспринята в Москве 3-4 года назад («мол, слишком плоско, и мы это давно проехали»), а теперь она оказывается всё более и более актуальной, особенно в России. Руководитель к/т «Спутник» Геннадий Кузьмич (к нему все обращаются «Кузьмич», но на «вы»), по его собственным словам, «терпел при Брежневе, терпел при Андропове…». Надеемся, перетерпит и Путина. Это настоящий директор старой завалки, названный кем-то в зале «Отцом тамбовского рока». Заканчивая тамбовский концерт, Ермен посвятил исполнение «Кайфа больше нет» «нашему дорогому Кузьмичу». Третий куплет звучал так: Кузьмич обещал нам устроить хороший концерт. А что мне делать? Я буду ждать его… И вот этот самый Кузьмич очень доброжелательно, спокойно и с достоинством помогал встать упавшим у сцены во время финального слэма; он по-отечески заботился, чтобы мы не опоздали на поезд (вероятность была). А народу на концерт в Тамбове пришло немало, человек 150, они вдохновились концертом, особенно его электрической частью – кто отрывался, кто просто слушал, и было ясно, что всё это – большая работа энтузиастов-организаторов, сумасшедшая дорога в Тамбов, борьба со звуком – не зря.
В Самаре нас встречал Корней. Корней – один из самых талантливых авторов Актюбинского Панк-Клуба, живущий сейчас в Самаре. Будучи известен лишь узкому кругу «андеграундной публики» и очень редко (и неровно) выступая в последние годы, Корней, тем не менее, является одним из нескольких больших поэтов во всём необъятном русском роке. Концерт в клубе «Сквозняк» нам устроили главный редактор «Новой Газеты в Самаре» Сергей Курт-Аджиев и журналистка Анастасия Курт-Аджиева, дочь Сергея. Приём был тёплым и чрезвычайно хорошо организованным. В клубе же поначалу возникли некоторые накладки, которые, впрочем, были благополучно устранены. Если мы верно разобрались в ситуации, администрация, устраивающая в «Сквозняке» живые концерты (недавно выступали и КАЛИНОВ МОСТ, и Фёдор Чистяков, и Умка), подвергается жёсткому давлению со стороны владельцев заведения, которым плевать и на искусство, и на статус своего клуба, а зашибать деньгу проще на дискотеках. Звук в «Сквозняке» оказался очень приличным, и звукооператор был подстать своему аппарату. Концерт начался с опозданием. Открывал его Корней, спел он «Колыбельную» и четыре новых песни. Собравшаяся в клубе публика по большей части слушала плохо, и Корней, сходя со сцены, поблагодарил присутствующих «за внимательность». Следом выступил ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, привлекший всеобщее внимание, за ним – Владимир Белканов; АДАПТАЦИЯ играла последней. Ермену пришлось выкинуть из программы как минимум пять песен, и всё равно концерт закончился на полчаса позже отведённого срока. Спасибо администрации: она очень беспокоилась, но всё же позволила музыкантам спокойно закончить выступление. На финальной композиции «Кайфа больше нет» все повскакали с мест и принялись «отплясывать» у сцены. Итог: хороший звук, хороший концерт, только явный недостаток рекламы – в полуторамилионной Самаре живёт гораздо больше поклонников АДАПТАЦИИ, чем мы увидели в «Сквозняке». Кстати, на концерте было человек десять из Тольятти, а всего в клубе собралось 60-70 слушателей.
Концерт 19 декабря стал последней точкой большого тура: 12 электрических концертов, а если считать концерты в Актюбинске 22 ноября и 27 декабря – то и все 14.
Спасибо: Корпею,Ткачёву,Родиону и Равилю (Оренбург), Константину Мишину, Аккордию, Владимиру Данилову (клуб «7», Москва), Анатолию Обыдёнкину, Саше «Зебре» и его друзьям (Рязань), Андрею Ястребу (Москва-Донецк), формейшену «День Триффидов» (Донецк), Алексею Гребенщикову и Свете Петровой (Воронеж), Ане Реакции и Паше Клещу (Москва), Жене Петрову, Славяну, Я-Хе и «Орландине» (Питер), Виталию Шуму, Юрию Романову и Клайду (Могилёв), Александру Мезенцеву (Архангельск), Ивану Оборневу и Льву Луховицкому, Антону Овсянникову и Игорю Аушенну (Москва), Андрею Коробову, Юле Ваниной, Ане, Сергею, Лене, Оле и Кузьмичу (Тамбов), Сергею и Анастасии Курт-Аджиевым (Самара) и ещё всем-всем-всем, кто помогал. Мы сделали это! Тур, ещё небывалый в андеграунде 2000-х, состоялся.
P.S.: Люди! На каждом концерте кто-то фотографировал и т.д. У кого есть аудио-, видеозаписи и фотографии или просто впечатления с концертов тура – пишите! Пусть ничего не пропадёт!

Алес