Юлия Тузова - "Улыбаюсь"

У нее за плечами - солидный творческий опыт. На протяжении 20 лет сочиняет песни, 13 лет выступает, причем не только как исполнительница собственных песен: кто-то, наверное, помнит о сотрудничестве Юлии Тузовой с группами JAH DIVISION и АЛОЭ в качестве бэк-вокалистки, многим известен ее фольклорный проект МАТЬ, а совсем недавно Юлия создала группу под названием КАСА МОНА (по имени главной героини романа Курта Воннегута "Колыбель для кошки")... Постоянное общение с людьми искусства (выросла в актерской семье) и музыкальное образование (училище им. Скрябина, класс народного вокала) не могли не сказаться положительно на формировании ее личности.

В 2001 году фирма "Хор" выпустила на кассетах альбом Юлии Тузовой "Видимость", а андеграундным лейблом "JSR" была растиражирована запись питерского квартирника под названием "Девушка С Улицы Мира" (2000). С тех пор в течение почти 10 лет ее альбомография не пополнялась. Поклонники Тузовой могли следить за ее творчеством разве что на концертах, а такая возможность была не у всех.

С одной стороны, "Улыбаюсь" - это составленная Юлией Тузовой и директором издательства "Выргород" Александром Валединским компиляция с трех концертов (2003-го, 2004-го и 2008 годов) в московских клубах "Форпост" и "Факел". Судя по содержанию диска, составители ставили перед собой задачу отразить различные творческие этапы и - в какой-то степени - ипостаси исполнительницы. И это им удалось. С другой - при всем разнообразии содержания и тематической пестроте это полноценный концептуальный альбом.

Название "Улыбаюсь" отнюдь не случайно: это одна из самых известных и любимых многими песен Юлии, если хотите, ее визитная карточка. Песня задает концепцию альбома, которую можно сформулировать следующим образом: наша жизнь состоит далеко не из одних лишь радостей, удач и побед - есть в ней место и огорчениям, и неудачам, и поражениям, и тяжелым утратам. Но, как бы трудно ни было, надо жить, принимать жизнь такой, какая она есть, и - улыбаться. Оформление, сделанное Лилией Ислямбаевой, содержит элемент игры и вместе с тем не лишено философичности. Художница изобразила девушку, слегка похожую на клоуна, настроение которой изменчиво: на обложке ее лицо прикрыто руками, как будто она прячет от постороннего взгляда свою печаль, а внутри диджипака озарено лучезарной улыбкой. Таким образом, и альбом, и оформление аккумулируют представления Юлии Тузовой о различных сторонах нашей жизни.

Песни отличаются яркой образностью, органичным синтезом музыки, слова и исполнения, - как собственно музыкального, так и актерского. Юлию Тузову часто сравнивали с Кейт Буш, подразумевая, очевидно, не столько музыкальную стилистику, сколько широкий диапазон чувств. Стиль, в котором работает Юлия, не поддается однозначному определению: по характеру исполнения и манере подачи это типичный бард-рок. По композиционной сложности многие ее песни приближаются к арт-року. Дотошный слушатель здесь найдет и городской романс, и фольклорные истоки, и авторскую песню, и даже элементы джаза; в названиях некоторых песен заявлены жанровые характеристики: "Березовый Реквием", "Механичное Танго", "Июльское Танго"...

И еще одно наблюдение: почти все стихи Юлии могут не только петься, но и жить в отрыве от музыкальной составляющей. Напечатанные на бумаге, они не потеряют ни в смысловой нагрузке, ни в философской глубине, ни в эмоциональной насыщенности. К слову, в альбом включены и несколько стихов, не положенных на музыку, прочитанных автором на концерте в "Форпосте".

Подавляющее большинство песен, вошедших в диск, издается впервые, хотя хорошо известно по концертным выступлениям Юлии. За минувшие 10 лет в ее авторском сознании произошла закономерная переоценка ценностей, побудившая Юлию взглянуть на свое раннее творчество с высоты прожитых лет. Поэтому хорошо знакомый материал подвергается критическому переосмыслению. Это проявляется даже на уровне названий: так, песня "Обращение К Портрету" переименована в "Мастер По Свету", а "О Соприкосновении С Неизвестным" - в "Кто Ты". Очевидно, старые названия выглядели несколько выспренними. Если в "Видимости" эти две песни, расположенные в начале альбома, представляли собой своеобразную экспозицию, показ крупным планом сложного и многогранного образа интравертной, постоянно рефлексирующей девушки, на представленном диске они воспринимаются скорее как воспоминания Юлии о себе юной. Заглавная песня звучит здесь более легко и оптимистично, чем в первоначальном варианте на дебютном альбоме. "Девушка С Улицы Мира" и "Домики-Снежики", также входившие в "Видимость", под одну акустическую гитару слушаются ничуть не хуже, чем под небольшой инструментальный ансамбль.

В ранний творческий период ощущения боли, безысходности, тоски возводились Юлией на экзистенциальный уровень. В песнях "Зима", "Не Знаю" и "Хочется Верить" передается состояние "погруженности в чуждый мир" (по Жан-Полю Сартру). При этом лирическая героиня не впадает в депрессию и не озлобляется, - напротив, ищет гармонии с окружающим миром, старается нащупать дорогу к свету. В "Протуберанце" и "Под Колеса" дается подсказка пути преодоления пограничной ситуации. То ли интуитивно, то ли под влиянием Бердяевской концепции творчества, Юлия Тузова находит выход из кризисного состояния в погружении в художественный опыт: творчество для нее становится смыслом жизни. Ключевой мотив полета в песне "Оставь На Краю" (текст написан Юлией в соавторстве с ее сестрой Еленой) - это также развернутая метафора творчества. "Любовь" - дань теме, которая была, есть и останется актуальной для поэзии вообще. Для Тузовой это - чувство, восполняющее несовершенство реального мира, гармонизирующее бытие.

В песнях "Ночь" и "Июльское Танго" иронически переосмысляются штампы традиционной эстрады. Судя по ним, Юлия - великолепный стилизатор. Снимаю шляпу!

Автор весьма избирателен и в то же время требователен в выборе выразительных средств. Так, в зарисовке "Осень" для отражения стремительности московской жизни используются "язык разорванного сознания" и фонетическая игра. В результате песня превращается в готовый сценарий к фильму, который существует исключительно в сознании Юлии и, скорее всего, никогда не будет снят. Иногда она обращается к приемам, характерным для русской народной песенности, в частности, к уменьшительно-ласкательным суффиксам ("домики-снежики", "зимушки-вёснушки").

Кстати, нашлось на альбоме место и фольклору в чистом виде. Когда я услышал свадебную песню Белгородской области "Реченька", моим восторгам не было предела! Захотелось во что бы то ни стало познакомиться с проектом МАТЬ.

Некоторые тексты (наверное, правильнее все-таки сказать - стихи) обращены к Серебряному веку. "От Кого Закрываешься Ты", "Легче" и "Внутри Стекла" по ряду эстетических признаков (главный из которых - раздвоение мира на "здесь" и "там") можно отнести к символистскому направлению. Хотя, возможно, кто-то обнаружит в них черты других художественных стилей, и будет по-своему прав.

Особого внимания заслуживают композиции со сложной внутренней структурой, применительно к которым мне хочется употребить термин "акустический симфо-рок": это "Тучкины Штучки" на стихи Владимира Маяковского и "Березовый Реквием", посвященный защитникам Отечества. Некоторые - как, например, "Где Мой Дом" и "Механичное Танго" - содержат в себе элемент театрализации.

Венчают альбом две жизнеутверждающие композиции, выдержанные в романтическом ключе - "Не Будет Конца" и "Летучий Голландец", которые при желании можно рассматривать как дилогию.

Чего не хватает? Думаю, буклетик с текстами песен изданию явно не помешал бы - для, так сказать, более углубленного восприятия. Да и фотографий Юлии могло бы быть чуточку больше. Впрочем, даже без учета высказанных пожеланий у диска есть несомненные шансы занять достойное место в коллекции каждого ценителя Настоящего Искусства.


Геннадий Шостак
http://www.nneformat.ru/reviews/?id=6635