Гроб с музыкой. Ничто не идёт без плана (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА "Лунный Переворот", "Сносная Тяжесть Небытия")

Время лучший лекарь – лучший окулист, кардиолог и психотерапевт. Спустя десяток лет эти альбомы ОБОРОНЫ не вызывают шока. Все привыкли к превращению Летова-изгоя и подпольщика в Летова-певца "солнечных" коммунистических ценностей. Да и со страной за это время случалось такое, на фоне чего любая рок-музыка уже не кажется основным инструментом борьбы и за, и против. Поэтому можно оставить яростные споры о том, кому и когда продался (или не продался) Егор и спокойно оценивать его творческое наследие с позиций, если угодно, искусства.[:br:]
С этих самых позиций пересведенная, перемастеренная, исправленная, дополненная и сообразно переименованная дилогия, прежде известная как «[:b:]Солнцеворот[:/b:]»/«[:b:]Невыносимая Легкость Бытия[:/b:]», оказывается хоть и не вершиной Летовского альбомотворчества, но весьма достойным звеном логической цепочки между парами «[:b:]Прыг-Скок[:/b:]»/«[:b:]Сто Лет Одиночества[:/b:]» и «[:b:]Долгая Счастливая Жизнь[:/b:]»/«[:b:]Реанимация[:/b:]» - во всяком случае, по звуку. И если учитывать, что тексты в рецензируемой паре – самая необязательная часть общего полотна (ибо злоба дня давно позади), и, соответственно, не обращать на них особого внимания, то выясняется, что оба альбома вполне можно слушать как чисто музыкальные произведения, и местами получать от процесса натуральное удовольствие. Музыка, конечно, кому-то может показаться нудноватой и однообразной, но зато любители психоделического рока найдут здесь немало поводов для тихой радости. Очень хороша вытащенная на поверхность ритм-гитара в «[:b:]Дембельской[:/b:]», органично вплетаются в музыкальную ткань разбросанные там-сям небольшие соло, а композиция «[:b:]Наши[:/b:]» заставила бы основательно вспомнить HAWKWIND, если б не бэк-вокал [:b:]Анны Волковой[:/b:] (который, впрочем, песню чертовски украшает – жаль, что он притоплен в «[:b:]Дурачке[:/b:]» и фактически не используется в прочих вещах). Ну а продолжительная благостная кода «[:b:]Невыносимой Легкости Бытия[:/b:]» со щебетанием птиц и вовсе наводит на ассоциации, скажем, с YES. Забавно, но радикальнее всего тут звучат и исполняются кавер-версии песен [:b:]Чёрного Лукича[:/b:] («[:b:]Далеко Бежит Дорога[:/b:]», более известная как «[:b:]Мы Идём В Тишине[:/b:]», и «[:b:]В Ленинских Горах[:/b:]»).[:br:]
Один из рецензентов не без тайной горечи порекомендовал эти альбомы «всем аполитичным поклонникам ГО», - и правильно сделал, потому что политика из всего этого как-то незаметно улетучилась. Вместе с посвящением «воевавшим и воюющим за славное дело отечества», красным знаменем и «Русским прорывом». Кто-то посчитает эти метаморфозы уступками конъюнктуре и политкорректности, - как и выступления на сборных фестивалях, и радиоротации. Но, наверное, дело все-таки не в том. Жизнь коротка, искусство вечно – это знали еще в античные времена, не грех помнить и сейчас. Так что политика политикой, а музыка музыкой. И грюневальдовский Христос вместо знаменосца – не реверанс РПЦ, не ренегатство, а, думается, попытка отделить небо от земли, непреходящее от сиюминутного. Немного прямолинейная и наивная, но вполне уместная.

Екатерина БОРИСОВА
FUZZ №6/2006